Модель ученического самоуправления

Организации Объединенных государств

 

Организационный блок

 

Самоуправление в детских коллективах – форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных лидерских качеств личности ребёнка через включение его в различные  виды деятельности на всех этапах школьной жизни.

 

В работе школьного самоуправления культурособразная  основа:

 

  1. Отсутствие жесткой иерархии.
  2. Взращивание инициативы снизу

Подготовка лидеров не является целевой установкой

  1. Подчиненность самоуправления детскому сообществу

Создание в коллективе прочных социальных связей; помощь в становлении у каждого способности строить гражданское общество

  1. Ставка на демократическое обсуждение принимаемых решений
  2. Учёт мнения меньшинства
  3. Поиск согласия

 

 

В режиме самоуправления:

 

Общность людей определяют цель, объект, предмет деятельности → выбирают средства и способы реализации деятельности → деятельность.

 

Положение об ученическом самоуправлении

 

  1. В основе ученического самоуправления:

Конституция РФ, Конвенция ООН о Правах ребёнка, Закон об образовании РФ (ст. 35, п. 2; ст. 50, п. 4). Декларация прав ребёнка, Устав МОУ Городецкой общеобразовательной школы, Устав детской организации ООГ.

  1. Цель:
    Обеспечение управления ООГ на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, самостоятельности в проявлении инициативы, творческого сотрудничества, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
  2. Задачи:

v     развивать навыки сотрудничества педагог – обучающийся, педагог – родители

v     предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса

v     создать условия для социализации личности учащихся.


 

  1. Ученическое самоуправление осуществляется на основе принципов:

v     законности

v     равноправия всех членов в организации самоуправления

v     выборности органов самоуправления

v     самостоятельности и свободы действий членов коллектива

v     сменяемости, обновляемости

v     поиска согласия в решении принципиальных вопросов, уважения к позиции меньшинства

v     учёта объективных закономерностей и конкретных условий

v     коллегиальности принятых решений и персональной ответственности за их выполнение

v     свободы критики и обмена мнениями по любым вопросам деятельности

v     гуманности отношений

 

Содержательный блок

 

Высшим органом школьного самоуправления является общее собрание, которое собирается по мере необходимости 2 раза в год.

Собрание – высший законодательный орган самоуправления. Собрание рассматривает и принимает стратегические управленческие решения, которые определяют жизнедеятельность коллектива учащихся на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу.

Парламент – высший исполнительный орган ученического самоуправления.

В собрании участвуют учащиеся 3-11 классов, представители от педагогического коллектива, родительских комитетов.

Постоянно действующим и исполнительным органом ученического самоуправления является Парламент, который формируется из представителей городов (классов), по 2 человека от города.

Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы самоуправления является первичный коллектив – класс (город).

Высшим органом классного коллектива является собрание, которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.

Структура классного самоуправления включает исполнительные органы – мэрию и службы мэрии.

При исполнительных органах организуются службы:

v     дисциплины и порядка

v     учебная служба

v     спортивная служба

v     экологическая служба

v     информационная служба (печати)

v     служба интересных дел

Завершающим систему и важным её компонентом является поручение. Каждый ученик в классе (городе) имеет определённое поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

Парламент имеет право:

v     координировать деятельность школьной организации, принимать решение о созыве общего собрания

v     организовывать и проводить школьные КДТ, принимать решения о членстве в организации

v     проводить учёбу классных активов

v     представлять организацию в различных структурах

v     анализировать и программировать работу школьной организации ООГ

v     защищать права членов организации ООГ.

Парламент обязан:

v     отчитываться на ежегодном общешкольном собрании

v     принимать и рассматривать все предложения и пожелания учеников и учителей

v     информировать учащихся школы обо всех принятых им решениях

v     отвечать за соблюдение Устава школы

v     способствовать развитию образовательных и культурных интересов учащихся

v     организовывать работу классных коллективов и предпринимать действия по сплочению школьного коллектива

v     контролировать соблюдение  прав учащихся, а также  выполнение их обязанностей.

Парламент имеет следующие службы:

Учебная служба – помощь в проведении предметных викторин, олимпиад, организации внеклассных мероприятий по предметам, рейды по успеваемости, контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей, акция «Живи, книга»

Служба дисциплины и порядка – организация и контроль, оценка посещаемости занятий, контроль дежурства по школе, на мероприятиях, следит за соблюдением Устава школы.

Служба интересных дел – организация и проведение КТД, самодеятельности, встреч с интересными людьми, дискотек, вечеров.

Информационная служба – информирование учеников о проделанной Парламентом работе, выпуск газет, информирование о мероприятиях предстоящих и подведение итогов прошедших, организация конкурсов рисунков, стихов.

 Экологическая служба – следит за чистотой и выполнением санитарных требований учащимися, отвечает за озеленение школьных помещений, организация и проведение субботников по уборке территории, акции «Милосердие».

Спортивная служба – организует физкультурно-оздоровительную работу в школе, участие в соревнованиях.

Служба вожатых    руководит шефской работой в младших классах.

 

Нормативно- правовой блок

 

  1. Детская организация «ООГ» основывается на следующих нормативных документах, регулирующих функционирование детского самоуправления:
  2. Конвенция о правах ребёнка.                            
  3. Закон об образовании РФ.
  4. Конституция РФ.
  5. «Федеральный закон об общественных объединениях» (принят 14.04.95 г. Государственной думой).
  6. «Федеральный закон о государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций» (Принят 26.05.96 г. Государственной думой).
  7. Приказ МО РФ «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и ДОО» (принят 18.06.01 г.)
  8. Приказ «О координационном совете по вопросам взаимодействия с молодёжными и детскими общественными организациями при Министерстве образования РФ» от 08.06.01 г. № 2334.
  9. Методические рекомендации о расширении деятельности молодёжных и детских общественных организаций в образовательных учреждениях» (от 2000 г.)
  10. Закон о государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций Оренбургской области (принят 19.07.2000 г.)
  11. Распоряжение главы администрации Оренбургской области от 14.05.02 г. № 226-р «О проведении областного слёта-фестиваля детских общественных организаций «Пионерии 80 лет».
  12. Приказ ГУО КДМ № 287 «О развитии и активизации детского движения в области 1995 г.».
  13. Приказ ГУО от 01.04.2002 г. № 01/05-203 «О взаимодействии органов управления образованием, образовательных учреждений и детских общественных объединений в Оренбургской области».

 

Технологический блок

 

Методы и формы работы участников и органов ученического самоуправления.

 

Круглые столы и беседы:

v     дискуссия «Жизнь для себя, жизнь для других»

v     беседа «Я гражданин и патриот своей Родины»

v     конференция старшеклассников «Нет наркотикам»

Классные часы:

«Я и моя организация», игры, формирующие активную жизненную позицию («Я люблю тебя за то, что…», «Я – это…» и т. д.)

Учёба актива ученического самоуправления:

v     «Что такое самоуправление. Структура органов самоуправления»

v     «Конвенция ООИ о правах ребёнка»

v     тест «Знаете ли вы себя»

v     «Игры на выявление лидерства»,

v     «Стадии КТД» и другое.

Экскурсии:

v     Посещение музеев

v     поход на природу.

Традиционные мероприятия:

Социально-значимые дела:

v     акция «Дети – детям»

v     «День пожилых людей» (концерт, изготовление поздравительных открыток)

v     проект «Забота о ветеранах»

v     акция «Милосердие»

v     акция «Венок славы» и т. д.  

 

Управленческий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формы работы участников и органов ученического самоуправления.ых учреждений и детских общественных объединений в Оренбургской о

 

Педагогический совет

 

—принимает консуль-тативное и организационное участие в работе учении-ческого самоуправления

—координирует взаимо-действие ученического кол-лектива и родительского комитета

—изучает и учитывает  интересы и запросы учащихся в разработке программ

Парламент

 

¾ организует подготовку и проведение общешкольных дел.

¾ координирует внутреннюю деятельность классов

¾ организует участие школы в районных и областных программах и мероприятиях

Родительский комитет

 

¾ принимает консультативное и организационное участие в работе Парламента

¾ изучает и учитывает интересы и запросы учащихся и их родителей

¾ обеспечивает защиту прав детей и родителей

¾ координирует работу классных родительских собраний.

 

 


Структура ученического самоуправления

 

Организационная диаграмма
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ожидаемый результат:

 

  1. Включение учащихся в управление школой.
  2. Рост числа активистов в группах, желающих работать в Парламенте, мэрии.
  3. Повышение интереса учащихся к социально значимой деятельности, уровня гражданской активности.
  4. Повышение уровня сплоченности в группах.
  5. Удовлетворение учащихся собственной деятельности на благо школы.
Hosted by uCoz