Протокол №5
заседания совета школы
от 07.05.2010 г.
Присутствовали:
члены
совета школы
Председатель: В.А. Бондин председатель
СШ
Секретарь: Т.А. Моисеева секретарь СШ
Повестка дня:
1.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП
Заслушали Усманова С.Г., которая
рассказала о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП,
познакомила с изменениями в Положение о
промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс по итогам
учебного года.
Федеральный государственный
образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения
планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать
цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение
результата
-
духовно-нравственного
развития и воспитания (личностные результаты),
-
формирования
универсальных учебных действий (метапредметные
результаты),
-
освоения
содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех
перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных
и личностных);
в) обеспечить
возможность регулирования системы образования на основании полученной
информации о достижении планируемых результатов; иными словами −
возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования
процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной
системах образования.
2.
Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её
результатов.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы) становятся продуктивные задания
(задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе
решения своего информационного продукта: вывода, оценки .
Помимо привычных предметных контрольных
работ проводить метапредметные диагностические работы, составленные
из компетентностных заданий, требующих от ученика не
только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
Письменной контрольная работа дополняется такими новыми формами контроля
результатов, как:
-
целенаправленное
наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным
параметрам),
-
самооценка
ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии
конкретной деятельности),
-
результаты
учебных проектов,
-
результаты
разнообразных внеучебных и внешкольных работ,
достижений учеников.
Главным средством накопления информации об
образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал не
отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на
следующую ступень образования)
принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на
основе всех результатов (предметных, метапредметных,
личностных; учебных и внеучебных), накопленных в
портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Чтобы это получилось, педагогу нужно сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.
Правила
оценивания:
1-е правило.
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и
личностные.
Результаты ученика -
это
действия (умения) по использованию
знаний в ходе решения задач
(личностных, метапредметных, предметных). Отдельные
действия, прежде всего успешные, достойны оценки
(словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой
системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) –
это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения
(выходная диагностика). Прирост
результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную
среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения
означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного
развития возможностей учеников.
2-е правило.
КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе
определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. |
После уроков за
письменные задания оценку и отметку определяет
учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если
докажет (используя алгоритм самооценивания), что
она завышена или занижена. |
Алгоритм
самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1.
Какова была цель задания (задачи)?
2.
Удалось получить результат (решение, ответ)?
3.
Правильно или с ошибкой?
4.
Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель
достижений ученика» – это сборник работ и результатов,
которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях
(учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также
самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому
определять цели своего дальнейшего развития.
Основные
разделы «Портфеля достижений»:
-
показатели
предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов,
выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
-
показатели
метапредметных результатов;
-
показатели
личностных результатов (прежде всего во внеучебной
деятельности).
Пополнять «Портфель
достижений» и оценивать его материалы должен прежде
всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую
обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном -
обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их
оцениванию по качественной шкале:
«нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за
тематические проверочные работы – обязательно.
За
задачи, решённые при изучении новой
темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё
овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За
каждую задачу проверочной (контрольной)
работы по итогам темы отметка ставится
всем ученикам, так как каждый должен
показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться
от выставления этой отметки, но имеет
право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где
потребовалось:
-
либо
действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик
может научиться» примерной программы);
-
либо
использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих
за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение
действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.
Качественные оценки: «отлично» или
«почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный
уровень (НЕобязательный) -
решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой
потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые,
самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях
образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по
отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка -
«превосходно».
Качественные оценки
по уровням успешности могут быть переведены
в отметки по традиционной
доработанной 5-балльной шкале.
Оценка − это словесная
характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь
неточно, потому что…») |
Отметка
− это
фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой
балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) |
|
|
Оценивать
можно любое действие ученика
(особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на
репродуктивный вопрос и т.д. |
Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал
цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно
умение по использованию знаний), получал и представлял результат. |
Уровни
успешности |
5-балльная шкала |
Не
достигнут необходимый
уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача |
«2» (или 0) - ниже
нормы, неудовлетворительно |
Необходимый
(базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали
уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания |
«3» - норма,
зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной,
не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент
решения) |
«4» - хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок
и полностью самостоятельно) |
|
Повышенный (программный) уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые
знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в
новой, непривычной ситуации |
«4+» - близко к отлично. Частично успешное решение (с
незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«5» - отлично. Полностью успешное решение (без ошибок
и полностью самостоятельно) |
|
Максимальный (необязательный)
уровень
Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в
классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые
знания, либо новые, самостоятельно усвоенные
умения |
«5+» Частично успешное решение (с
незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
«5 и 5» - превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок
и полностью самостоятельно) |
7-е правило.
КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные
четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных
результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка
за ступень начальной школы – на основе всех положительных
результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе
итоговой диагностики предметных и метапредметных
результатов
Решение:
Утвердить
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП и изменения в Положение
о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их
в следующий класс по итогам учебного года.