Модель ученического самоуправления
Организации Объединенных государств
Организационный блок
Самоуправление в детских коллективах – форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных лидерских качеств личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни.
В работе школьного самоуправления
культурособразная
основа:
|
Подготовка лидеров не является целевой установкой |
|
Создание в коллективе прочных социальных связей; помощь в становлении у каждого способности строить гражданское общество |
|
|
В режиме самоуправления:
Общность людей определяют цель, объект, предмет деятельности → выбирают средства и способы реализации деятельности → деятельность.
Положение об ученическом самоуправлении
Конституция РФ, Конвенция ООН о Правах ребёнка, Закон об образовании РФ (ст. 35, п. 2; ст. 50, п. 4). Декларация прав ребёнка, Устав МОУ Городецкой общеобразовательной школы, Устав детской организации ООГ.
v развивать навыки сотрудничества педагог – обучающийся, педагог – родители
v предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса
v создать условия для социализации личности учащихся.
v законности
v равноправия всех членов в организации самоуправления
v выборности органов самоуправления
v самостоятельности и свободы действий членов коллектива
v сменяемости, обновляемости
v поиска согласия в решении принципиальных вопросов, уважения к позиции меньшинства
v учёта объективных закономерностей и конкретных условий
v коллегиальности принятых решений и персональной ответственности за их выполнение
v свободы критики и обмена мнениями по любым вопросам деятельности
v гуманности отношений
Содержательный блок
Высшим органом школьного самоуправления является общее собрание, которое собирается по мере необходимости 2 раза в год.
Собрание – высший законодательный орган самоуправления. Собрание рассматривает и принимает стратегические управленческие решения, которые определяют жизнедеятельность коллектива учащихся на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу.
Парламент – высший исполнительный орган ученического самоуправления.
В собрании участвуют учащиеся 3-11 классов, представители от педагогического коллектива, родительских комитетов.
Постоянно действующим и исполнительным органом ученического самоуправления является Парламент, который формируется из представителей городов (классов), по 2 человека от города.
Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы самоуправления является первичный коллектив – класс (город).
Высшим органом классного коллектива является собрание, которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.
Структура классного самоуправления включает исполнительные органы – мэрию и службы мэрии.
При исполнительных органах организуются службы:
v дисциплины и порядка
v учебная служба
v спортивная служба
v экологическая служба
v информационная служба (печати)
v служба интересных дел
Завершающим систему и важным её компонентом является поручение. Каждый ученик в классе (городе) имеет определённое поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
Парламент
имеет право:
v координировать деятельность школьной организации, принимать решение о созыве общего собрания
v организовывать и проводить школьные КДТ, принимать решения о членстве в организации
v проводить учёбу классных активов
v представлять организацию в различных структурах
v анализировать и программировать работу школьной организации ООГ
v защищать права членов организации ООГ.
Парламент
обязан:
v отчитываться на ежегодном общешкольном собрании
v принимать и рассматривать все предложения и пожелания учеников и учителей
v информировать учащихся школы обо всех принятых им решениях
v отвечать за соблюдение Устава школы
v способствовать развитию образовательных и культурных интересов учащихся
v организовывать работу классных коллективов и предпринимать действия по сплочению школьного коллектива
v контролировать соблюдение прав учащихся, а также выполнение их обязанностей.
Парламент
имеет следующие службы:
Учебная служба – помощь в проведении предметных викторин, олимпиад, организации внеклассных мероприятий по предметам, рейды по успеваемости, контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей, акция «Живи, книга»
Служба дисциплины и порядка – организация и контроль, оценка посещаемости занятий, контроль дежурства по школе, на мероприятиях, следит за соблюдением Устава школы.
Служба интересных дел – организация и проведение КТД, самодеятельности, встреч с интересными людьми, дискотек, вечеров.
Информационная служба – информирование учеников о проделанной Парламентом работе, выпуск газет, информирование о мероприятиях предстоящих и подведение итогов прошедших, организация конкурсов рисунков, стихов.
Экологическая служба – следит за чистотой и выполнением санитарных требований учащимися, отвечает за озеленение школьных помещений, организация и проведение субботников по уборке территории, акции «Милосердие».
Спортивная служба – организует физкультурно-оздоровительную работу в школе, участие в соревнованиях.
Служба вожатых – руководит шефской работой в младших классах.
Нормативно- правовой блок
Технологический блок
Методы и формы работы участников
и органов ученического самоуправления.
Круглые столы и беседы:
v дискуссия «Жизнь для себя, жизнь для других»
v беседа «Я гражданин и патриот своей Родины»
v конференция старшеклассников «Нет наркотикам»
Классные часы:
«Я и моя организация», игры, формирующие активную жизненную позицию («Я люблю тебя за то, что…», «Я – это…» и т. д.)
Учёба актива ученического
самоуправления:
v «Что такое самоуправление. Структура органов самоуправления»
v «Конвенция ООИ о правах ребёнка»
v тест «Знаете ли вы себя»
v «Игры на выявление лидерства»,
v «Стадии КТД» и другое.
Экскурсии:
v Посещение музеев
v поход на природу.
Традиционные мероприятия:
Социально-значимые дела:
v акция «Дети – детям»
v «День пожилых людей» (концерт, изготовление поздравительных открыток)
v проект «Забота о ветеранах»
v
акция «Милосердие»
v акция «Венок славы» и т. д.
Управленческий блок
|
Педагогический
совет —принимает консуль-тативное и организационное участие в работе учении-ческого самоуправления —координирует взаимо-действие ученического кол-лектива и родительского комитета —изучает и учитывает интересы и запросы учащихся в разработке программ |
Парламент ¾ организует подготовку и проведение общешкольных дел. ¾ координирует внутреннюю деятельность классов ¾ организует участие школы в районных и областных программах и мероприятиях |
Родительский
комитет ¾ принимает консультативное и организационное участие в работе Парламента ¾ изучает и учитывает интересы и запросы учащихся и их родителей ¾ обеспечивает защиту прав детей и родителей ¾ координирует работу классных родительских собраний. |
|
|
Структура ученического самоуправления
Ожидаемый результат: