Приложение № 2.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению компетентностей и способностей, которые должно формировать современное ОУ.
Администрация и педагогический коллектив школы провели исследовательскую работу по выявлению востребованных компетенций и способностей, которые должна формировать школа у выпускников.
Подобная исследовательская работа администрации и педагогического коллектива проводится в три этапа:
1-й этап — подготовительный: выявление потребностей и запросов учащихся, родителей в формировании компетенций обучающихся.
2-й этап — экспериментально-практический: организация работы педагогического коллектива по овладению способами и средствами обучения в рамках компетентностного подхода; разработка технологии управленческой и методической работы по овладению учащимися новых компетенций в современной школе.
3-й этап — рефлексивно-обобщающий результаты исследований.
В ходе исследования социального заказа учащихся на овладение компетенциями возможен опрос по следующим анкетам.
Анкета № 1
Считаешь ли ты необходимым формирование у тебя следующих знаний, умений и навыков? (Да, нет.)
1. Умения читать сложные тексты, относящиеся к повседневной жизни, например материалы прессы, технические инструкции.
2. Умения составления делового письма, включая заполнение различных бланков.
3. Умения работы с компьютером.
4. Знания правил дорожного движения и других правил безопасности жизнедеятельности.
5. Знания по сохранению и укреплению собственного здоровья.
6. Навыков владения бытовой техникой.
7. Умения ориентироваться в вопросах: а) политики; б) экономики;
8. в) экологии; г) права.
9. Умения ориентироваться в среде проживания.
10. Умения ориентироваться в ценностях культуры: а) умение заниматься конкретным видом творческой деятельности (танцы, пение, театр, игра на музыкальном инструменте и т.д.); б) знание духовной культуры (наука, искусство, литература, философия, мораль, просвещение и т.д.).
11. Умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
12. Знания этикета.
Анализ анкет старшеклассников показывает, что наиболее востребованными являются умения ориентироваться в среде проживания, работать с компьютером, ориентироваться в вопросах права; умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью; навыки владения бытовой техникой. Это свидетельствует о том, что учащиеся ориентированы на овладение культурой социального общения и нормального взаимодействия с социальным окружением, на современные способы деятельности в обществе, на самореализацию в профессии и жизни по законам целесообразности и права.
Анкета № 2
Ты хотел бы, чтобы по окончании школы у тебя были сформированы следующие компетенции? (Да, нет.)
1. Целостная картина физического мира.
2. Целостная картина органического мира.
3. Целостная картина социального мира.
4. Знания о личности, законах и закономерностях ее развития.
5. Этические знания.
6. Эстетические знания.
7. Правовые знания.
8. Умения учебной, познавательной деятельности.
9. Умения исследовательской деятельности.
10. Готовность к решению практических проблем.
11. Коммуникативные умения.
12. Готовность к профессиональному самоопределению.
Наиболее востребованными компетенциями по итогам анализа анкет учащихся являются: потребность в умениях и способностях решать практические проблемы, в профессиональном самоопределении, умениях учебной деятельности, эстетических и этических знаниях, целостном представлении о картине физического и социального мира. Таким образом, учащиеся на выходе из школы хотели бы иметь четкое представление о мире, в котором им предстоит жить, профессионально самореализоваться в обществе и владеть способами решения сложных, но жизненно важных проблем, т.е. потребности учащихся социально ориентированы на адаптацию и реализацию собственной личности в обществе.
Проблемно-ориентированный анализ образовательных запросов детей с точки зрения удовлетворения их информационных потребностей в рамках школьного социологического исследования позволяет выделить следующие позитивные тенденции:
1. Практически все учащиеся школы с 1-го по 11 класс выделяют в качестве информационной потребности все предметы базисного учебного плана.
2. Для учащихся всех возрастных групп одинаково значим курс (предмет), связанный с новыми информационными технологиями.
3. Наблюдается повышенный интерес детей всех ступеней обучения к проблемам повышения культуры общения — от общения со сверстниками до культуры публичных выступлений.
4. Ярко выражен информационный интерес школьников на 2-й и 3-й ступенях обучения к специальным курсам и предметам, что служит основой для элективных курсов при переходе на профильное образование.
В базисном учебном плане школы на ближайшие 5 лет должны быть отражены проблемы:
1. Формирование повышенной мотивации изучения русского языка и литературы на 2-й и 3-й ступенях обучения.
2. Усиление содержания технологий здоровьесбережения во всех предметных областях базисного учебного плана школы.
3. Система допрофильной подготовки школьников на 2-й ступени обучения.
Анализ информационных потребностей родителей на основе той же, что и для учащихся, анкеты, позволяет сделать следующие выводы:
· большинство родителей заинтересованы в сохранении всех предметов, изучаемых в школе, в соответствии с базисным учебным планом;
· у родителей ярче, чем у детей, выражена потребность в овладении современными компьютерными технологиями получения и обработки информации (это объясняется требованием большинства работодателей к работникам владеть компьютерами в режиме пользования);
· имеется потребность родителей в повышенной подготовке их детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
· у родителей, так же как и у детей, велика потребность в повышении культуры межличностных взаимоотношений.
Наряду с позитивными выводами четко просматриваются и проблемы:
1.
Разница значимости
таких предметов, как русский язык,
математика, история, для родителей и детей для успешной социализации (учащиеся
2-й и 3-й ступеней обучения пока не в полной мере осознают эту значимость).
2. Повышенный (иногда излишне) интерес родителей к спецкурсам и спецпредметам без учета психофункциональных возможностей их детей.
Проблемно-ориентированный анализ с точки зрения запросов детей, связанных с их функциональной грамотностью и компетентностью, показывает, с одной стороны:
·
ярко выраженную
потребность в получении практико-ориентированных знаний, умений, навыков, начиная
с
умений овладения информацией и завершая умениями,
связанными с будущей профессиональной деятельностью;
· высокий уровень притязаний по проблемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
С другой стороны, такой анализ выявляет проблемы, связанные с развитием функциональной грамотности учащихся школы:
неадекватность притязаний детей на получение функциональной грамотности возможностям школы в их удовлетворении;
отсутствие научно-методической и кадровой обеспеченности функциональной грамотности.
В образовательных запросах родителей и учащихся функциональная грамотность и компетентность практически одинаковы, что свидетельствует о главном предназначении образования в школе XXI века: не вооружать суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сформировать через эту предметную область умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации. Это и есть основная проблема отечественной школы: переход от зуновской парадигмы образования к парадигме социализации личности в стенах школы.
Таким образом, после исследования состояния востребованности новых компетенций учащимися начинается работа по изменению отношений главных участников образовательного процесса к проблеме внедрения компетентностного подхода в систему оценки уровня учебной деятельности учащихся и непосредственно в содержание образования и процесс его организации, способных изменить подходы к управленческой и методической работе.
На 2-ом этапе эксперимента целесообразно разработать технологию управленческой, методической деятельности по освоению учащимися ключевых компетенций. Возможны новые акценты в управленческой деятельности в связи с выявленными потребностями детей и особенно родителей в совершенствовании коммуникативных компетенций учащихся, организации их досуга, в сохранении и укреплении здоровья детей.
Управление процессом взаимоотношений с родителями должно строиться на основе запросов родителей. Для того чтобы восполнить выявленные потребности, нужно пригласить родителей прийти в школу вместе с детьми уже в новом качестве — родителей-педагогов и предложить им вести занятия в рамках дополнительного образования — работу в свободном режиме, без жестких программ, незаорганизованно. Темы занятий могут предложить сами родители (приложение 2). Это усложнит управленческую деятельность руководителей школы: надо будет учиться управлять практически неуправляемым процессом, когда отбор содержания образования, методов и средств обучения отдается родителям по тем компетенциям, по которым родители желают обучать собственных детей совместно с их товарищами без жесткого графика — расписания, без утвержденных программ.
Положительные результаты такого «вмешательства» родителей в образование детей в стенах школы:
· • родители с удовольствием приходят в школу, зная, что будет востребован опыт их личных компетенций, которым они могли бы поделиться со школьниками. Этот опыт бывает невостребован их собственными детьми, которые привыкли относиться к маме с папой только как к родителям и не видят порой их социальной значимости как профессионалов, педагогов, способных повести за собой других детей. В этом случае происходит рост собственного достоинства родителей, их авторитета внутри школьного пространства, а также уважения и любви собственных детей;
·
происходит единение
школы и семьи. Проблемы детей решаются школой и семьей автоматически, как само
собой происходящее совместное бытие (со-бытие). Но руководителю школы
необходимо принять это смелое
решение: разрешить родителям организовать дополнительный образовательный
процесс без рамок, норм; перешагнуть через стереотип исключительности
педагогической компетентности учителей как основных монополистов в организации
образовательного процесса;
· расширяются управленческие компетенции руководителей образовательного процесса, отвечающие за результаты целостной педагогической системы в школе.