Приложение № 2.

 

Опытно-экспериментальная работа по выявлению компетентностей и способностей, которые должно формировать современное ОУ.

 

           Администрация и педагогический коллектив школы провели исследовательскую работу по выявлению востребован­ных компетенций и способностей, которые должна формировать школа у выпускников.

       Подобная исследовательская работа администрации и пе­дагогического коллектива проводится в три этапа:

      1-й этап — подготовительный: выявление потребностей и запросов учащихся, родителей в формировании компетенций обучающихся.

      2-й этап — экспериментально-практический: организация работы педагогического коллектива по овладению способами и средствами обучения в рамках компетентностного подхода; разработка технологии управленческой и методической рабо­ты по овладению учащимися новых компетенций в современ­ной школе.

      3-й этап — рефлексивно-обобщающий результаты исследо­ваний.

В ходе исследования социального заказа учащихся на ов­ладение компетенциями возможен опрос по следующим ан­кетам.

Анкета № 1

Считаешь ли ты необходимым формирование у тебя следу­ющих знаний, умений и навыков? (Да, нет.)

1.     Умения читать сложные тексты, относящиеся к повседневной жизни, например материалы прессы, технические инструкции.

2.     Умения составления делового письма, включая заполне­ние различных бланков.

3.     Умения работы с компьютером.

4.     Знания правил дорожного движения и других правил безопасности жизнедеятельности.

5.     Знания по сохранению и укреплению собственного здо­ровья.

6.     Навыков владения бытовой техникой.

7.     Умения ориентироваться в вопросах: а) политики; б) эко­номики;

8.     в) экологии; г) права.

9.     Умения ориентироваться в среде проживания.

10. Умения ориентироваться в ценностях культуры: а) умение заниматься конкретным видом творческой де­ятельности (танцы, пение, театр, игра на музыкальном инструменте и т.д.); б) знание духовной культуры (на­ука, искусство, литература, философия, мораль, про­свещение и т.д.).

11. Умения и знания, связанные с будущей профессиональ­ной деятельностью.

12. Знания этикета.

   Анализ анкет старшеклассников показывает, что наиболее востребованными являются умения ориентироваться в среде проживания, работать с компьютером, ориентироваться в воп­росах права; умения и знания, связанные с будущей профес­сиональной деятельностью; навыки владения бытовой техни­кой. Это свидетельствует о том, что учащиеся ориентированы на овладение культурой социального общения и нормального взаимодействия с социальным окружением, на современные способы деятельности в обществе, на самореализацию в про­фессии и жизни по законам целесообразности и права.

Анкета № 2

Ты хотел бы, чтобы по окончании школы у тебя были сфор­мированы следующие компетенции? (Да, нет.)

1.     Целостная картина физического мира.

2.     Целостная картина органического мира.

3.     Целостная картина социального мира.

4.     Знания о личности, законах и закономерностях ее раз­вития.

5.     Этические знания.

6.     Эстетические знания.

7.     Правовые знания.

8.     Умения учебной, познавательной деятельности.

9.     Умения исследовательской деятельности.

10. Готовность к решению практических проблем.

11. Коммуникативные умения.

12. Готовность к профессиональному самоопределению.

Наиболее востребованными компетенциями по итогам анализа анкет учащихся являются: потребность в умениях и способностях решать практические проблемы, в профес­сиональном самоопределении, умениях учебной деятельно­сти, эстетических и этических знаниях, целостном пред­ставлении о картине физического и социального мира. Таким образом, учащиеся на выходе из школы хотели бы иметь четкое представление о мире, в котором им предсто­ит жить, профессионально самореализоваться в обществе и владеть способами решения сложных, но жизненно важных проблем, т.е. потребности учащихся социально ориентиро­ваны на адаптацию и реализацию собственной личности в обществе.

Проблемно-ориентированный анализ образовательных запросов детей с точки зрения удовлетворения их информа­ционных потребностей в рамках школьного социологическо­го исследования позволяет выделить следующие позитивные тенденции:

1.     Практически все учащиеся школы с 1-го по 11 класс выделяют в качестве информационной потребности все предметы базисного учебного плана.

2.     Для учащихся всех возрастных групп одинаково значим курс (предмет), связанный с новыми информационны­ми технологиями.

3.     Наблюдается повышенный интерес детей всех ступеней  обучения к проблемам повышения культуры общения — от общения со сверстниками до культуры публичных вы­ступлений.

4.     Ярко выражен информационный интерес школьников на 2-й и 3-й ступенях обучения к специальным курсам и предметам, что служит основой для элективных курсов при переходе на профильное образование.

В базисном учебном плане школы на ближайшие 5 лет дол­жны быть отражены проблемы:

1.     Формирование повышенной мотивации изучения рус­ского языка и литературы на 2-й и 3-й ступенях обуче­ния.

2.     Усиление содержания технологий здоровьесбережения во всех предметных областях базисного учебного плана школы.

3.     Система допрофильной подготовки школьников на 2-й ступени обучения.

Анализ информационных потребностей родителей на ос­нове той же, что и для учащихся, анкеты, позволяет сделать следующие выводы:

·        большинство родителей заинтересованы в сохранении всех предметов, изучаемых в школе, в соответствии с ба­зисным учебным планом;

·        у родителей ярче, чем у детей, выражена потребность в овладении современными компьютерными техноло­гиями получения и обработки информации (это объяс­няется требованием большинства работодателей к ра­ботникам владеть компьютерами в режиме пользова­ния);

·        имеется потребность родителей в повышенной подготов­ке их детей по вопросам сохранения и укрепления здо­ровья;

·        у родителей, так же как и у детей, велика потребность в повышении культуры межличностных взаимоотноше­ний.

       Наряду с позитивными выводами четко просматриваются и проблемы:

1.     Разница значимости таких предметов, как русский язык,
математика, история, для родителей и детей для успеш­ной социализации (учащиеся 2-й и 3-й ступеней обучения пока не в полной мере осознают эту значимость).

2.     Повышенный (иногда излишне) интерес родителей к спецкурсам и спецпредметам без учета психофункцио­нальных возможностей их детей.

Проблемно-ориентированный анализ с точки зрения запро­сов детей, связанных с их функциональной грамотностью и компетентностью, показывает, с одной стороны:

·        ярко выраженную потребность в получении практико-ориентированных знаний, умений, навыков, начиная с
умений овладения информацией и завершая умениями,
связанными с будущей профессиональной деятельнос­тью;

·        высокий уровень притязаний по проблемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

С другой стороны, такой анализ выявляет проблемы, свя­занные с развитием функциональной грамотности учащихся школы:

неадекватность притязаний детей на получение функци­ональной грамотности возможностям школы в их удов­летворении;

отсутствие научно-методической и кадровой обеспечен­ности функциональной грамотности.

В образовательных запросах родителей и учащихся функ­циональная грамотность и компетентность практически оди­наковы, что свидетельствует о главном предназначении об­разования в школе XXI века: не вооружать суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сфор­мировать через эту предметную область умения учебной, ис­следовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспита­нию, самореализации. Это и есть основная проблема отечественной школы: переход от зуновской парадигмы образова­ния к парадигме социализации личности в стенах школы.

Таким образом, после исследования состояния востребован­ности новых компетенций учащимися начинается работа по изменению отношений главных участников образовательно­го процесса к проблеме внедрения компетентностного подхо­да в систему оценки уровня учебной деятельности учащихся и непосредственно в содержание образования и процесс его организации, способных изменить подходы к управленческой и методической работе.

На 2-ом этапе эксперимента целесообразно разработать тех­нологию управленческой, методической деятельности по осво­ению учащимися ключевых компетенций. Возможны новые акценты в управленческой деятельности в связи с выявленны­ми потребностями детей и особенно родителей в совершенство­вании коммуникативных компетенций учащихся, организации их досуга, в сохранении и укреплении здоровья детей.

Управление процессом взаимоотношений с родителями должно строиться на основе запросов родителей. Для того чтобы восполнить выявленные потребности, нужно пригла­сить родителей прийти в школу вместе с детьми уже в новом качестве — родителей-педагогов и предложить им вести за­нятия в рамках дополнительного образования — работу в сво­бодном режиме, без жестких программ, незаорганизованно. Темы занятий могут предложить сами родители (приложе­ние 2). Это усложнит управленческую деятельность руково­дителей школы: надо будет учиться управлять практически неуправляемым процессом, когда отбор содержания образо­вания, методов и средств обучения отдается родителям по тем компетенциям, по которым родители желают обучать соб­ственных детей совместно с их товарищами без жесткого гра­фика — расписания, без утвержденных программ.

Положительные результаты такого «вмешательства» роди­телей в образование детей в стенах школы:

·        • родители с удовольствием приходят в школу, зная, что бу­дет востребован опыт их личных компетенций, которым они могли бы поделиться со школьниками. Этот опыт бывает невостребован их собственными детьми, которые при­выкли относиться к маме с папой только как к родителям и не видят порой их социальной значимости как профес­сионалов, педагогов, способных повести за собой других детей. В этом случае происходит рост собственного досто­инства родителей, их авторитета внутри школьного про­странства, а также уважения и любви собственных детей;

·        происходит единение школы и семьи. Проблемы детей решаются школой и семьей автоматически, как само собой происходящее совместное бытие (со-бытие). Но руководителю школы необходимо принять это смелое
решение: разрешить родителям организовать дополни­тельный образовательный процесс без рамок, норм; перешагнуть через стереотип исключительности педагогической компетентности учителей как основных мо­нополистов в организации образовательного процесса;

·        расширяются управленческие компетенции руководите­лей образовательного процесса, отвечающие за резуль­таты целостной педагогической системы в школе.

 

 

Hosted by uCoz