Приложение № 3

 

Методическая работа по проблеме «Повышение профессиональной компетенции учителя как условие перехода к личностно-ориентированному образова­нию».

 

  Вопросам повышения профессиональной компетентности учителя в методической работе уделяется особое внимание.

 Основная методическая тема работы педагогического коллек­тива — «Повышение профессиональной компетенции учителя как условие перехода к личностно-ориентированному образова­нию», целью которой является повышение уровня профессио­нального мастерства педагога по развитию и воспитанию учащих­ся путем сохранения положительных результатов в обучении.

 Основные задачи методической работы:

·        диагностика потребностей и образовательных запросов учителей по проблеме формирования компетенций у учащихся средствами учебного предмета и технологического инструментария;

·        обновление знаний учителей в области учебных дисцип­лин, научно-педагогических исследований в сфере обра­зования, философии образования, педагогической методологии и др.; организация исследовательской деятельности педагогов по апробации приемов, методов, педагогических средств, ориентированных на овладение учащимися новых ком­петенций в образовательном процессе школы;

·        разработка научно-методических рекомендаций в рамках
методических объединений по изучению, внедрению модернизационных направлений деятельности в образова­тельном учреждении: профилизация образования (введе­ние предпрофильного и профильного обучения), организа­ция и проведение единого государственного экзамена, вне­дрение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, здоровьесберегающих техноло­гий, разработка системы оценки качества образования учащихся с учетом компетентностного подхода и др.;

·        кооперация и координация образовательных процессов в творческом сотрудничестве с высшими учебными за­ ведениями своего города;

·        выявление, обобщение и распространение положительно­
го педагогического опыта членов коллектива школы, и др.

Решение этих задач возможно через методическую работу с педагогическим коллективом следующих форм и содержа­ния (табл. 1).

 

 

 

 

Таблица 1

Методическая работа с педагогическим коллективом

Формы

Содержание (темы)

Методическая

неделя

«Формирование учебной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения»;

«Влияние успеха на развитие познавательной деятель­ности учащихся»

 

«Круглый стол»

«Наша школа как она есть и какой будет после внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения»

Творческие и проблемные группы педагогов

«Модернизация содержания образования по истории»; «Формирование    коммуникативной    компетенции    на уроках домашнего чтения в начальной школе»;

«Использование Интернет-технологий в преподавании
иностранного языка»

Анкетирование

«Информационно-педагогические потребности и запро­сы учителей школы в условиях модернизации образования»

Инструктивно-методические   совеща­ния

«Нормативно-правовая база и содержание ЕГЭ»; «Образовательная среда школы и профилизация образования»;

«Новые методы и формы итоговой аттестации выпускников ОУ»

Психолого-педагогический   мони­торинг

«Состояние содержания образования в школе и его соответствие федеральному компоненту государствен­ного стандарта образования»;

«Разработка и экспертиза элективных курсов»;

«Система оценки учебных достижений учащихся в личностно-ориентированной парадигме»

Курсовое     повышение квалификации  на базе институтов развития образования, педагогических университетов, методических центров    

«Программа "Intell"»;

«Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

«Развивающиеся   педагогические   технологии   обуче­ния»;

«Мониторинг качества образования»;

«Управление процессом модернизации сферы образования» и др.

 

 

Научно-практическая конференция

 

«Интеллект будущего»;

 «Педагогические достижения школы по формированию коммуникативных компетенций учащихся»

Информационно-педагогические модули в банке педагогических данных школы

«Нетрадиционные системы оценки качества знаний»; «Оценочная деятельность учителя»;

 «Положение об оценке учащихся по десятибалльной системе» и др.

В результате методического обучения педагогов разрабаты­ваются компетентностные подходы к содержанию оценочно­го акта педагога, имеющие явные преимущества перед тради­ционной системой оценки зунов учащихся (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение традиционного и компетентностного подходов к оценке учебной деятельности ученика

Традиционный подход

Компетентностный подход

Базовый процесс оценивается на основе нормативных критериев и общепринятых эталонов

Базовый процесс оценивается на основе индивидуальных эталонов, с точки зрения личностных достижений учащихся

Высокая частота оценивания — обязательный критерий качества контроля учителя

Поверхностное оценивание недопустимо. Важна система оценивания достижений уча­щихся через многообразие педагогического инструментария мониторинга

Итоговая отметка выводится как среднеарифметическое текущих отметок

Итоговая отметка определяется по реальным достижениям учащихся в ходе анализа ре­зультатов мониторинга

Использование пятибалльной шкалы отметок

Применение  различных   видов  оценочных шкал:

• количественной — абсолютной и относи­тельной;

• порядковой — ранговой и дескриптивной (аналоговой и знаковой);

• качественной

Учащихся оценивает учитель

Приближение ученика к самооценке, реф­лексивной оценке собственной деятельно­сти

 

Формирование новых компетенций на уровне ученик — ученик, ученик — учитель возможно при условии глубокой аналитической работы, исследовательской деятельности, твор­ческой активности и взаимопомощи в педагогическом коллек­тиве. Общение учителя с детьми лучше строить по следующим правилам:

Учитель!

1.     Не скупись на похвалу.

2.     Хвали исполнителя, критикуй исполнение.

3.     Лучше говори: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки» — вместо: «Ты сделал три ошибки в этом при­мере ». На ложку дегтя — бочка меда: даже в море неуспеха мож­но найти островок успешности и закрепиться на нем.

4.     Формула «Ты не ...» — верный способ выращивания неудачника.

5.     Начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Сближение педагогов и учащихся, изменение поведения учи­теля по отношению к ученику проявляются следующим обра­зом:

·        педагоги анализируют особенности учебных ситуаций и свое собственное поведение в них, осторожнее делают про­гнозы в отношении будущей успешности или неуспешности школьников в обучении; сильных учеников чаще по­рицают за ухудшение результатов обучения, а слабых хвалят за улучшение, поощряют за старание; использу­ют личностно-ориентированные технологии в обучении;

·        учащиеся видят преимущества позиции субъекта обуче­ния, видят радость педагогов от процесса достижения ими положительных результатов в учебе. (Однако меж­ду требованиями программ и системой поощрения

·        ма­леньких успехов учеников существуют противоречия.    Так, радуясь и поощряя личностные достижения слабых учеников, педагоги  вынуждены ставить им « 2 » или « 3 »);

·        родители позитивно оценивают сближение отношений между педагогом и учеником, обращают внимание на то, что дети с радостью и большим желанием идут в школу, что им комфортно в благоприятной психолого-педагоги­ческой обстановке.

Однако достижения в школе пока оценивают привычными измерителями, сложившимися на федеральном уровне, в форме ЕГЭ, который ориентирован на воспроизведение знаний и не устанавливает уровня личностной компетентности ученика, т.е. в традиционно-нормативной форме.

Таким образом, выделяют следующие основные уровни овла­дения личностными компетенциям в команде управленцев:

·        изучение нормативно-правовой базы, ориентирующей на активное формирование личностных компетенций уче­ника, педагога, руководителя;

·        знание содержания образования в предметных областях по курируемым предметам;

·        знание теории и практических основ управления;

·        вхождение в проектирование управленческой деятель­ности как внутренняя потребность руководителя, педа­гогического коллектива, обеспечивающего переход с управления результатами на управление достижениями.

Практика управленческой деятельности руководителей шко­лы показывает, что большее удовлетворение от работы прино­сит управление достижениями, хотя управление результатами более регламентировано, например внешние показатели корре­лируют с нормативами. Управление процессом всегда сложнее, но интереснее, так как только в поиске лучшего решения и по­лучения результата формируются те способности, которые в обычной ситуации не реализуются и не развиваются. Это дает определенный стимул, плацдарм для отработки ведущих ком­петенций, необходимых учащимся, педагогам, руководителям в течение всей жизни.

 

 

Hosted by uCoz