Приложение № 3
Методическая работа по проблеме «Повышение профессиональной компетенции учителя как условие перехода к личностно-ориентированному образованию».
Вопросам повышения профессиональной компетентности учителя в методической работе уделяется особое внимание.
Основная методическая тема работы педагогического коллектива — «Повышение профессиональной компетенции учителя как условие перехода к личностно-ориентированному образованию», целью которой является повышение уровня профессионального мастерства педагога по развитию и воспитанию учащихся путем сохранения положительных результатов в обучении.
Основные задачи методической работы:
· диагностика потребностей и образовательных запросов учителей по проблеме формирования компетенций у учащихся средствами учебного предмета и технологического инструментария;
· обновление знаний учителей в области учебных дисциплин, научно-педагогических исследований в сфере образования, философии образования, педагогической методологии и др.; организация исследовательской деятельности педагогов по апробации приемов, методов, педагогических средств, ориентированных на овладение учащимися новых компетенций в образовательном процессе школы;
·
разработка
научно-методических рекомендаций в рамках
методических объединений по изучению, внедрению модернизационных направлений
деятельности в образовательном учреждении: профилизация образования (введение
предпрофильного и профильного обучения), организация и проведение единого
государственного экзамена, внедрение информационно-коммуникативных технологий
в образовательном процессе, здоровьесберегающих технологий, разработка системы
оценки качества образования учащихся с учетом компетентностного подхода и др.;
· кооперация и координация образовательных процессов в творческом сотрудничестве с высшими учебными за ведениями своего города;
·
выявление, обобщение
и распространение положительно
го педагогического опыта членов коллектива школы, и др.
Решение этих задач возможно через методическую работу с педагогическим коллективом следующих форм и содержания (табл. 1).
Таблица 1
Методическая работа с педагогическим коллективом
Формы |
Содержание (темы) |
Методическая неделя |
«Формирование учебной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения»; «Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся»
|
«Круглый стол» |
«Наша школа как она есть и какой будет после внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения» |
Творческие и проблемные группы педагогов |
«Модернизация содержания образования по истории»; «Формирование коммуникативной компетенции на уроках домашнего чтения в начальной школе»; «Использование
Интернет-технологий в преподавании |
Анкетирование |
«Информационно-педагогические потребности и запросы учителей школы в условиях модернизации образования» |
Инструктивно-методические совещания |
«Нормативно-правовая база и содержание ЕГЭ»; «Образовательная среда школы и профилизация образования»; «Новые методы и формы итоговой аттестации выпускников ОУ» |
Психолого-педагогический мониторинг |
«Состояние содержания образования в школе и его соответствие федеральному компоненту государственного стандарта образования»; «Разработка и экспертиза элективных курсов»; «Система оценки учебных достижений учащихся в личностно-ориентированной парадигме» |
Курсовое повышение квалификации на базе институтов развития образования, педагогических университетов, методических центров |
«Программа "Intell"»; «Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения»; «Развивающиеся педагогические технологии обучения»; «Мониторинг качества образования»; «Управление процессом модернизации сферы образования» и др.
|
Научно-практическая конференция
|
«Интеллект будущего»; «Педагогические достижения школы по формированию коммуникативных компетенций учащихся» |
Информационно-педагогические модули в банке педагогических данных школы |
«Нетрадиционные системы оценки качества знаний»; «Оценочная деятельность учителя»; «Положение об оценке учащихся по десятибалльной системе» и др. |
В результате методического обучения педагогов разрабатываются компетентностные подходы к содержанию оценочного акта педагога, имеющие явные преимущества перед традиционной системой оценки зунов учащихся (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение традиционного и компетентностного подходов к оценке учебной деятельности ученика
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
Базовый процесс оценивается на основе нормативных критериев и общепринятых эталонов |
Базовый процесс оценивается на основе индивидуальных эталонов, с точки зрения личностных достижений учащихся |
Высокая частота оценивания — обязательный критерий качества контроля учителя |
Поверхностное оценивание недопустимо. Важна система оценивания достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария мониторинга |
Итоговая отметка выводится как среднеарифметическое текущих отметок |
Итоговая отметка определяется по реальным достижениям учащихся в ходе анализа результатов мониторинга |
Использование пятибалльной шкалы отметок |
Применение различных видов оценочных шкал: • количественной — абсолютной и относительной; • порядковой — ранговой и дескриптивной (аналоговой и знаковой); • качественной |
Учащихся оценивает учитель |
Приближение ученика к самооценке, рефлексивной оценке собственной деятельности |
Формирование новых компетенций на уровне ученик — ученик, ученик — учитель возможно при условии глубокой аналитической работы, исследовательской деятельности, творческой активности и взаимопомощи в педагогическом коллективе. Общение учителя с детьми лучше строить по следующим правилам:
Учитель!
1. Не скупись на похвалу.
2. Хвали исполнителя, критикуй исполнение.
3. Лучше говори: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки» — вместо: «Ты сделал три ошибки в этом примере ». На ложку дегтя — бочка меда: даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Формула «Ты не ...» — верный способ выращивания неудачника.
5. Начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Сближение педагогов и учащихся, изменение поведения учителя по отношению к ученику проявляются следующим образом:
· педагоги анализируют особенности учебных ситуаций и свое собственное поведение в них, осторожнее делают прогнозы в отношении будущей успешности или неуспешности школьников в обучении; сильных учеников чаще порицают за ухудшение результатов обучения, а слабых хвалят за улучшение, поощряют за старание; используют личностно-ориентированные технологии в обучении;
· учащиеся видят преимущества позиции субъекта обучения, видят радость педагогов от процесса достижения ими положительных результатов в учебе. (Однако между требованиями программ и системой поощрения
· маленьких успехов учеников существуют противоречия. Так, радуясь и поощряя личностные достижения слабых учеников, педагоги вынуждены ставить им « 2 » или « 3 »);
· родители позитивно оценивают сближение отношений между педагогом и учеником, обращают внимание на то, что дети с радостью и большим желанием идут в школу, что им комфортно в благоприятной психолого-педагогической обстановке.
Однако достижения в школе пока оценивают привычными измерителями, сложившимися на федеральном уровне, в форме ЕГЭ, который ориентирован на воспроизведение знаний и не устанавливает уровня личностной компетентности ученика, т.е. в традиционно-нормативной форме.
Таким образом, выделяют следующие основные уровни овладения личностными компетенциям в команде управленцев:
· изучение нормативно-правовой базы, ориентирующей на активное формирование личностных компетенций ученика, педагога, руководителя;
· знание содержания образования в предметных областях по курируемым предметам;
· знание теории и практических основ управления;
· вхождение в проектирование управленческой деятельности как внутренняя потребность руководителя, педагогического коллектива, обеспечивающего переход с управления результатами на управление достижениями.
Практика управленческой деятельности руководителей школы показывает, что большее удовлетворение от работы приносит управление достижениями, хотя управление результатами более регламентировано, например внешние показатели коррелируют с нормативами. Управление процессом всегда сложнее, но интереснее, так как только в поиске лучшего решения и получения результата формируются те способности, которые в обычной ситуации не реализуются и не развиваются. Это дает определенный стимул, плацдарм для отработки ведущих компетенций, необходимых учащимся, педагогам, руководителям в течение всей жизни.