Приложение № 4
Подходы к разработке проекта оценки достижений
участников образовательного процесса через формирование ключевых компетенций личности
Проектирование в образовании —
это процесс выращивания новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности.
Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков
Теоретические положения о компетентности как о системообразующей составляющей качества образования, социологические исследования о востребованности компетенций учащимися, об отношении к ним обучающихся и их родителей дают основания для определения роли и места субъектов образовательного процесса в формировании ключевых компетенций личности в школе. Для этого целесообразно разработать проект, ориентированный на решение проблемы формирования ключевых компетенций у участников образовательного процесса, прежде всего у учащихся. Для создания такого проекта недостаточно овладеть научными основаниями по данной проблематике, недостаточно также данных социологических исследований, свидетельствующих об отношении к проблеме основных участников образовательного процесса. Нужна убежденность руководителя школы в значимости проекта, успешность развития самого руководителя — его высокая профессиональная компетентность, способность модельного видения организации образовательной системы и ее миссии в связи с апробированием компетентностного подхода в педагогической практике. Проектирование изменений, таким образом, начинается на уровне сознания руководителя, а это требует преодоления стереотипов, определенных усилий и времени.
Основными идеями модельного видения реализации проекта являются:
· определенность требований, показателей и критериев оценки. Например, к основным показателям ключевых компетенций относятся универсальные характеристики:
· потребность учащихся в достижении успеха в познавательной, социальной деятельности, в саморазвитии и самореализации в жизни;
· самоопределение учащихся в профессиональной, социальной, познавательной деятельности;
· интеллектуальные, коммуникативные, общекультурные компетенции, способствующие решению практических проблем универсального характера в любых видах деятельности;
· справедливость и объективность оценки;
· адекватность оценки содержанию деятельности и обстоятельствам (ситуации) ее проявления;
· рефлексивность оценки (ориентация на самооценку, адекватную нормативным требованиям);
· вариативность оценки, предполагающая различные уровни личностных достижений оцениваемых.
Основными подходами к созданию системы оценки достижений учащихся с учетом сформированности их компетенций являются:
· оценка личностных достижений учащихся на пути к получению результата;
· доминирование диалоговых форм процесса достижения успеха, субъект-субъектного партнерства;
· акцент на малых достижениях;
· учет степени сложности и усилий к достижению результата;
· делегирование части контроля исполнителям, ориентация на рефлексию, самоконтроль и самооценку;
· сознательное самостоятельное выявление собственных затруднений и проблем;
· умение построения целей из собственных проблем и
· проекта их ликвидации;
· оценка в зоне ближайшего развития оцениваемого;
· гибкость оценки и др.
На уровне представлений руководителей школы эта модель должна транслироваться на учителей, таким образом, при ее реализации в конкретную практику обеспечивается их успешность в педагогическом процессе. Учителя соответственно транслируют ее на ученика, добиваясь его успеха в образовательном процессе, реализуя принцип скатывающегося снежного кома: мой успех руководителя есть успех учителя, создающего успешного ученика. В этом случае равноправные и взаимообеспечивающие успех друг друга отношения между учеником и педагогом, педагогом и руководителем становятся определяющим фактором в развитии и реализации новаций, заложенных в проекте. То есть убежденность руководителя в необходимости новых подходов в образовательной системе берет свои истоки в организации его управленческой деятельности на профессиональной основе: из компетентности, личных достижений и личной ответственности, как самой управленческой команды, так и каждого педагога в отдельности. Поэтому руководители школы в своей управленческой деятельности должны руководствоваться следующим принципом: «Люди являются творцами, они любят работу, они сами управляют своей деятельностью и сами себя контролируют в соответствии с поставленными целями; они готовы принимать на себя ответственность; они обладают творческим потенциалом»1.
В коллективе с творческой психолого-педагогической атмосферой и высоким уровнем взаимного доверия, откровенности ориентация в управлении образовательной системой в школе на достижения (процесс) руководителя, педагога, ученика будет более продуктивной, чем ориентация на определенные результаты деятельности. В этом отношении компетентностный подход предполагает оценку учебных знаний ученика на уровне личностных достижений, что практически снижает значение конечного результата, перенося акцент на процесс развития в ежедневной учебной, социальной деятельности. Ценностью становятся малые достижения, усилия ученика, преодоление трудностей на пути достижения успеха.
При доминировании такого подхода в управленческой деятельности (переход с управления результатами на управление процессом, а именно малыми достижениями) задача руководителя — повышение личной компетентности участника образовательного процесса. А оценка деятельности руководителя будет определяться числом успешно действующих педагогов, творческих групп педагогов, учащихся, родителей.
Несмотря на продуктивность такого подхода, руководители школы испытывают большие затруднения в его реализации и осознании ценности непосредственно для учащихся, так как внешние измерители качества образования (например, стандарты образования, в которых компетентностный подход представлен размыто, неопределенно) не ориентированы на оценку достижений учащихся с точки зрения формирования их компетенций в учебной, культурной и методологической подготовке. Кроме того, затруднения в создании формальных показателей компетентностей, минимизация их критериальной базы, разброс в уровнях личных учебных достижений усложняют разработку и проектирование как образовательных технологий, ориентированных на формирование компетенций, так и инструментальных средств по мониторингу степени их сформированности.
Использование оценки достижений учащихся с точки зрения компетентностного подхода может выявить еще не реализованные возможности или трудности в ее применении. Несомненным достоинством компетентностного подхода является высокий потенциал для формирования высокообразованной, компетентной личности, способной адекватно оценивать себя и других, гибко изменяться и развиваться в многообразном окружающем мире.
Цель проекта оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся, родителей и педагогов: создание системы оценки (концептуальной модели) достижений участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода к качеству общего образования.
Задачи:
· Создать условия (мотивационные, педагогические, методические, управленческие, психологические и др.) перехода с управления результатами на управление личностными достижениями (с зуновской парадигмы образования на личностно-компетентностную парадигму).
· Апробировать концептуальную модель (систему) оценки личностных достижений участников образовательного процесса через творческую исследовательскую группу.
· Разработать технологические и инструментальные средства для реализации компетентностного подхода в педагогическую практику коллектива школы.
Этапы реализации проекта представлены в таблице 3.
Таблица 3
Этапы реализации проекта оценки достижений участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода
Этап |
Содержание деятельности |
Ожидаемый результат |
1-й этап — подготовительный |
1. Утверждение темы проекта «Оценка достижений учащихся через личностные компетенции учащихся и родителей, педагогов». 2. Изучение нормативной документации, ориентированной на компетентностный подход в образовании. 3. Проведение социологических исследований по выявлению уровня востребованности ключевых компетенций. 4. Организация творческой группы по разработке концептуальной модели оценки достижений участников образовательного процесса. 5. Организация системы обучения педколлектива по данной проблеме |
Создание концептуальной модели проекта, определение технологических действий по ее реализации. Выявление проблемного поля для целенаправленного формирования ключевых компетенций |
2-й этап — экспериментально-практический |
1. Разработка показателей ключевых компетенций: учебных, общекультурных, методологических.
2. Разработка образовательных технологий, формирующих компетенции, диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компетенций.
3. Апробация разработанных элементов образовательных технологий и диагностического инструментария в творческой группе педагогов, отдельных классах и занятиях, проводимых родителями.
4. Фиксация накопленного опыта по результатам работы творческой группы в локальных документах, технологических схемах, дидактическом материале, методических рекомендациях |
1. Нормативные документы: Положение о системе оценки достижений участников образовательного процесса, ориентированной на компетентностный подход в оценке качества образования.
2. Методические материалы по теме проекта (параметры ключевых компетенций, диагностический инструментарий по их выявлению, критериальная база, методические рекомендации к образовательным технологиям, формирующим компетенции) |
3-й этап — рефлексивно-обобщающий |
1. Проведение семинара-практикума по теме «Компетентностный подход на уроке», научно-практической конференции «Оценка по личностным достижениям: перспектива будущего или реальность настоящего».
2. Подготовка и проведение городского семинара «Система оценки достижений учащихся в лично-стно-ориентированной парадигме образования».
3. Издание материалов проектной деятельности и методических наработок учителей, подготовка публикаций в научных изданиях.
4. Реализация системы оценки достижений учащихся с целью внедрения ее в практику работы всех учителей школы. |
1. Создание банка данных по эффективным технологиям и дидактическому материалу в рамках исследуемой темы.
2. Подготовка компьютерных презентаций с результатами и обобщениями проектной деятельности.
3. Публикация брошюры из опыта работы школы по формированию ключевых компетенций, научных статей в педагогических СМИ.
4. Подбор материалов научно-практической конференции |
Успешная реализация проекта может привести к следующим результатам основных участников образовательного процесса. Учащиеся:
· овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение
· коммуникационными средствами связи и др.);
· сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;
· смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных занятий;
· овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Учителя:
·
расширят возможности для развития
педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующих
успехи детей в зоне их ближайшего развития за счет применения продуктивных,
исследовательских, творческих методик и развивающих технологий
обучения и модернизации содержания образования, ориентированного на
компетентностный подход;
· овладеют способами субъект-субъектных, диалоговых форм взаимоотношений с учащимися и их родителями за счет привлечения детей и родителей к процессу образования и повышения их ответственности за результаты образовательной деятельности.
Родители:
·
• расширят свои возможности
влиять на процессы воспи
тания и образования в школе, включая непосредственное участие в качестве
педагогов-непрофессионалов в образовательном процессе, а также в управлении
делами школы;
· смогут рационально использовать интеллектуальный, профессиональный, семейный потенциал для воспитания и качественного образования детей;
· нормализуют психолого-педагогическую атмосферу, наладят партнерские взаимоотношения с детьми и учителями, помогут уменьшить число конфликтов в школьной среде.
Для продуктивного исполнения проекта недостаточно использовать внутренние ресурсы образовательного учреждения — потенциал педагогов, родителей. Для полноценного формирования ключевых компетенций учащихся необходимо расширить границы влияния на личность ученика за счет привлечения возможностей социокультурного окружения микрорайона и города (музыкальные, художественные и спортивные школы, культурные центры, стадионы и др.), которые зачастую более квалифицированно и интересно владеют механизмами формирования компетенций учащихся.
Линия партнерства является конструктивной основой эффективного взаимодействия содержательных элементов всей системы деятельности образовательного учреждения от начальной до основной школы, где формируются межличностные отношения как средство социального опыта общения младших и старших школьников на уровне равноправных товарищей-партнеров. Линия взаимодействия на партнерских основаниях ярко проявляется в диалоговой форме организации образовательного и воспитательного процессов. В условиях дефицита равноправного диалога между взрослыми и детьми, учителями и учащимися, учителями и родителями, учителями и администрацией в школе используются методы партнерства, человеческих отношений, диалогового общения, взаимопонимания и взаимопомощи, взаимной поддержки и общей устремленности на решение общезначимых проблем и целей. Все это создает благоприятные условия для самовоспитания учащихся, таким образом школа приобретает черты школы «внутри себя», т.е. самовоспитания.
Технология саморазвития является приоритетной в образовательном процессе. Акцентируются способы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на развитие рефлексивных способностей в процессе обучения и воспитания, на развитие мыслительных способностей учащихся: анализ учебных и воспитательных ситуаций, самоанализ собственной позиции в них, обобщение и классификация жизненных и познавательных событий, явлений; на организацию самостоятельной и творческой работы на уроках и внеурочной деятельности; на формирование дидактических умений и навыков; на мотивацию к деятельности через интериоризацию и осмысление ее необходимости, через глубокое изучение интересов, склонностей и потребностей учащихся.
Таким образом, главный ожидаемый результат реализации проекта — подготовка выпускников школы к успешной социальной адаптации в жизни: развитие способностей созидания собственной жизни и жизни общества, адекватного профессионального самоопределения и самореализации, общекультурное и интеллектуальное самосовершенствование на духовно-нравственных, национально-патриотических основах.
Модель реализации проекта представлена на схеме 1.