Приложение № 4

 

Подходы к разработке проекта оценки достижений

участников образовательного процесса через формирование ключевых компетенций личности

 

     Проектирование в образовании —

это процесс выращивания новейших форм общности педагогов, учащих­ся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий об­разования, способов и технологий пе­дагогической деятельности.

Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков

 

Теоретические положения о компетентности как о системо­образующей составляющей качества образования, социологи­ческие исследования о востребованности компетенций учащи­мися, об отношении к ним обучающихся и их родителей дают основания для определения роли и места субъектов образова­тельного процесса в формировании ключевых компетенций личности в школе. Для этого целесообразно разработать про­ект, ориентированный на решение проблемы формирования ключевых компетенций у участников образовательного про­цесса, прежде всего у учащихся. Для создания такого проекта недостаточно овладеть научными основаниями по данной про­блематике, недостаточно также данных социологических ис­следований, свидетельствующих об отношении к проблеме основных участников образовательного процесса. Нужна убежденность руководителя школы в значимости проекта, успешность развития самого руководителя — его высокая про­фессиональная компетентность, способность модельного ви­дения организации образовательной системы и ее миссии в связи с апробированием компетентностного подхода в педаго­гической практике. Проектирование изменений, таким обра­зом, начинается на уровне сознания руководителя, а это тре­бует преодоления стереотипов, определенных усилий и времени.

 

Основными идеями модельного видения реализации про­екта являются:

·       определенность требований, показателей и критериев оценки. Например, к основным показателям ключевых компетенций относятся универсальные характеристики:

·        потребность учащихся в достижении успеха в позна­вательной, социальной деятельности, в саморазвитии и самореализации в жизни;

·        самоопределение учащихся в профессиональной, со­циальной, познавательной деятельности;

·        интеллектуальные, коммуникативные, общекультурные компетенции, способствующие решению практи­ческих проблем универсального характера в любых видах деятельности;

·        справедливость и объективность оценки;

·        адекватность оценки содержанию деятельности и обсто­ятельствам (ситуации) ее проявления;

·        рефлексивность оценки (ориентация на самооценку, адекватную нормативным требованиям);

·        вариативность оценки, предполагающая различные уровни личностных достижений оцениваемых.

Основными подходами к созданию системы оценки дости­жений учащихся с учетом сформированности их компетенций являются:

·        оценка личностных достижений учащихся на пути к по­лучению результата;

·        доминирование диалоговых форм процесса достижения успеха, субъект-субъектного партнерства;

·        акцент на малых достижениях;

·        учет степени сложности и усилий к достижению результата;

·        делегирование части контроля исполнителям, ориента­ция на рефлексию, самоконтроль и самооценку;

·        сознательное самостоятельное выявление собственных затруднений и проблем;

·        умение построения целей из собственных проблем и

·        про­екта их ликвидации;

·        оценка в зоне ближайшего развития оцениваемого;

·        гибкость оценки и др.

На уровне представлений руководителей школы эта модель должна транслироваться на учителей, таким образом, при ее реализации в конкретную практику обеспечивается их успеш­ность в педагогическом процессе. Учителя соответственно транслируют ее на ученика, добиваясь его успеха в образова­тельном процессе, реализуя принцип скатывающегося снеж­ного кома: мой успех руководителя есть успех учителя, созда­ющего успешного ученика. В этом случае равноправные и взаимообеспечивающие успех друг друга отношения между уче­ником и педагогом, педагогом и руководителем становятся оп­ределяющим фактором в развитии и реализации новаций, за­ложенных в проекте. То есть убежденность руководителя в необходимости новых подходов в образовательной системе бе­рет свои истоки в организации его управленческой деятельнос­ти на профессиональной основе: из компетентности, личных до­стижений и личной ответственности, как самой управленческой команды, так и каждого педагога в отдельности. Поэтому ру­ководители школы в своей управленческой деятельности дол­жны руководствоваться следующим принципом: «Люди явля­ются творцами, они любят работу, они сами управляют своей деятельностью и сами себя контролируют в соответствии с по­ставленными целями; они готовы принимать на себя ответствен­ность; они обладают творческим потенциалом»1.

В коллективе с творческой психолого-педагогической ат­мосферой и высоким уровнем взаимного доверия, откровен­ности ориентация в управлении образовательной системой в школе на достижения (процесс) руководителя, педагога, уче­ника будет более продуктивной, чем ориентация на определен­ные результаты деятельности. В этом отношении компетентностный подход предполагает оценку учебных знаний ученика на уровне личностных достижений, что практически снижает значение конечного результата, перенося акцент на процесс развития в ежедневной учебной, социальной деятельности. Ценностью становятся малые достижения, усилия ученика, преодоление трудностей на пути достижения успеха.

При доминировании такого подхода в управленческой дея­тельности (переход с управления результатами на управление процессом, а именно малыми достижениями) задача руководи­теля — повышение личной компетентности участника образо­вательного процесса. А оценка деятельности руководителя бу­дет определяться числом успешно действующих педагогов, творческих групп педагогов, учащихся, родителей.

Несмотря на продуктивность такого подхода, руководители школы испытывают большие затруднения в его реализации и осознании ценности непосредственно для учащихся, так как внешние измерители качества образования (например, стандарты об­разования, в которых компетентностный подход представлен размыто, неопределенно) не ориентированы на оценку достиже­ний учащихся с точки зрения формирования их компетенций в учебной, культурной и методологической подготовке. Кроме того, затруднения в создании формальных показателей компетентностей, минимизация их критериальной базы, разброс в уровнях личных учебных достижений усложняют разработку и проектирование как образовательных технологий, ориентиро­ванных на формирование компетенций, так и инструментальных средств по мониторингу степени их сформированности.

Использование оценки достижений учащихся с точки зре­ния компетентностного подхода может выявить еще не реа­лизованные возможности или трудности в ее применении. Несомненным достоинством компетентностного подхода явля­ется высокий потенциал для формирования высокообразован­ной, компетентной личности, способной адекватно оценивать себя и других, гибко изменяться и развиваться в многообраз­ном окружающем мире.

Цель проекта оценки достижений учащихся через личнос­тные компетенции учащихся, родителей и педагогов: созда­ние системы оценки (концептуальной модели) достижений участников образовательного процесса на основе компетент­ностного подхода к качеству общего образования.

Задачи:

·        Создать условия (мотивационные, педагогические, ме­тодические, управленческие, психологические и др.) пе­рехода с управления результатами на управление личностными достижениями (с зуновской парадигмы обра­зования на личностно-компетентностную парадигму).

·        Апробировать концептуальную модель (систему) оценки личностных достижений участников образовательно­го процесса через творческую исследовательскую груп­пу.

·        Разработать технологические и инструментальные сред­ства для реализации компетентностного подхода в педа­гогическую практику коллектива школы.

Этапы реализации проекта представлены в таблице 3.

Таблица 3

Этапы реализации проекта оценки достижений участни­ков образовательного процесса на основе компетентностного подхода

 

Этап

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1-й этап — подготови­тельный

1. Утверждение темы проекта «Оценка достижений учащихся через лично­стные компетенции учащихся и ро­дителей, педагогов».

 2. Изучение нормативной документа­ции, ориентированной на компетентностный подход в образовании.

3. Проведение социологических исследований по выявлению уровня востребованности ключе­вых компетенций.

 4. Организация творческой группы по разработке концептуальной модели оценки достижений участников об­разовательного процесса.

5. Организация системы обучения пед­коллектива по данной проблеме

Создание концептуальной модели проекта, определение технологических действий по ее реализации. Выявление проблемного поля для целе­направленного формирова­ния ключевых компетенций

2-й этап — эксперимен­тально-практический

1. Разработка показателей ключевых компетенций: учебных, общекуль­турных, методологических.

 

2. Разработка образовательных техно­логий, формирующих компетен­ции, диагностического инструмен­тария по выявлению уровня сфор­мированности компетенций.

 

3. Апробация разработанных элемен­тов образовательных технологий и диагностического инструментария в творческой группе педагогов, от­дельных классах и занятиях, прово­димых родителями.

 

4. Фиксация накопленного опыта по ре­зультатам работы творческой группы в локальных документах, технологи­ческих схемах, дидактическом мате­риале, методических рекомендациях

1.    Нормативные документы: Положение о системе оценки достижений уча­стников образовательного процесса, ориентирован­ной на компетентностный подход в оценке качества образования.

 

 2.   Методические материалы по теме проекта (пара­метры ключевых компе­тенций, диагностический инструментарий по их выявлению, критериаль­ная база, методические рекомендации к образо­вательным технологиям, формирующим компе­тенции)

3-й этап — рефлексивно-обобщающий

1. Проведение семинара-практикума по теме «Компетентностный подход на уроке», научно-практической конфе­ренции «Оценка по личностным дос­тижениям: перспектива будущего или реальность настоящего».

 

 2. Подготовка и проведение город­ского семинара «Система оценки достижений учащихся в лично-стно-ориентированной парадиг­ме образования».

 

3. Издание материалов проектной деятельности и методических на­работок учителей, подготовка пуб­ликаций в научных изданиях.

 

 4. Реализация системы оценки дос­тижений учащихся с целью вне­дрения ее в практику работы всех учителей школы.

1. Создание банка данных по эффективным технологи­ям и дидактическому ма­териалу в рамках иссле­дуемой темы.

 

2. Подготовка компьютер­ных презентаций с резуль­татами и обобщениями проектной деятельности.

 

 3.   Публикация брошюры из опыта работы школы по формированию ключевых компетенций, научных статей в педагогических СМИ.

 

 4.   Подбор материалов науч­но-практической конфе­ренции

 

Успешная реализация проекта может привести к следующим результатам основных участников образовательного процесса. Учащиеся:

·        овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях совре­менного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение

·        комму­никационными средствами связи и др.);

·        сформируют целостное представление о явлениях в ок­ружающем мире и мире ценностей, современное миро­воззрение культурного человека;

·        смогут проектировать и управлять собственной деятель­ностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных занятий;

·        овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; минимизируются конфликт­ные ситуации в школе и дома.

Учителя:

·        расширят возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующих успехи детей в зоне их ближайшего раз­вития за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающих технологий
обучения и модернизации содержания образования, ори­ентированного на компетентностный подход;

·        овладеют способами субъект-субъектных, диалоговых форм взаимоотношений с учащимися и их родителями за счет привлечения детей и родителей к процессу обра­зования и повышения их ответственности за результаты образовательной деятельности.

Родители:

·        •        расширят свои возможности влиять на процессы воспи­
тания и образования в школе, включая непосредственное участие в качестве педагогов-непрофессионалов в образовательном процессе, а также в управлении дела­ми школы;

·        смогут рационально использовать интеллектуальный, профессиональный,  семейный потенциал для воспитания и качественного образования детей;

·        нормализуют психолого-педагогическую атмосферу, на­ладят партнерские взаимоотношения с детьми и учите­лями, помогут уменьшить число конфликтов в школьной среде.

Для продуктивного исполнения проекта недостаточно ис­пользовать внутренние ресурсы образовательного учрежде­ния — потенциал педагогов, родителей. Для полноценного формирования ключевых компетенций учащихся необходи­мо расширить границы влияния на личность ученика за счет привлечения возможностей социокультурного окружения микрорайона и города (музыкальные, художественные и спортивные школы, культурные центры, стадионы и др.), которые зачастую более квалифицированно и интересно вла­деют механизмами формирования компетенций учащихся.

Линия партнерства является конструктивной основой эф­фективного взаимодействия содержательных элементов всей системы деятельности образовательного учреждения от началь­ной до основной школы, где формируются межличностные от­ношения как средство социального опыта общения младших и старших школьников на уровне равноправных товарищей-партнеров. Линия взаимодействия на партнерских основани­ях ярко проявляется в диалоговой форме организации образо­вательного и воспитательного процессов. В условиях дефицита равноправного диалога между взрослыми и детьми, учителями и учащимися, учителями и родителями, учителями и админи­страцией в школе используются методы партнерства, челове­ческих отношений, диалогового общения, взаимопонимания и взаимопомощи, взаимной поддержки и общей устремленности на решение общезначимых проблем и целей. Все это создает благоприятные условия для самовоспитания учащихся, таким образом школа приобретает черты школы «внутри себя», т.е. самовоспитания.

Технология саморазвития является приоритетной в образо­вательном процессе. Акцентируются способы организации учеб­но-воспитательного процесса, направленные на развитие рефлек­сивных способностей в процессе обучения и воспитания, на развитие мыслительных способностей учащихся: анализ учеб­ных и воспитательных ситуаций, самоанализ собственной пози­ции в них, обобщение и классификация жизненных и познава­тельных событий, явлений; на организацию самостоятельной и творческой работы на уроках и внеурочной деятельности; на формирование дидактических умений и навыков; на мотивацию к деятельности через интериоризацию и осмысление ее необхо­димости, через глубокое изучение интересов, склонностей и по­требностей учащихся.

Таким образом, главный ожидаемый результат реализации проекта — подготовка выпускников школы к успешной соци­альной адаптации в жизни: развитие способностей созидания собственной жизни и жизни общества, адекватного професси­онального самоопределения и самореализации, общекультур­ное и интеллектуальное самосовершенствование на духовно-нравственных, национально-патриотических основах.

 

Модель реализации проекта представлена на схеме 1.

 

Hosted by uCoz