Приложение № 5
«Показатели компетенций всех участников образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей".
Вариативные показатели компетенций учащихся!
Интеллектуальные компетенции:
· наличие потребности учащихся (мотива) к познавательной деятельности;
· умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками для получения новых знаний;
· владение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности;
· сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции;
· умение выявить закономерности, лежащие в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни.-
Общекультурные компетенции:
· формирование ценностных оснований гуманистического характера;
· умение выявлять, оценивать различные явления действительности с опорой на ценностные основания;
· глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям;
· формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этическими и эстетическими нормами и правилами поведения.
Методологические компетенции:
· умение исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания;
· владение методами научного познания окружающего мира;
· формирование навыков самоопределения, имеющих значение для решения проблем в любых видах деятельности;
· умение проектировать и планировать собственную деятельность — познавательную, социальную, профессиональную;
· развитие рефлексивных способностей, самоанализа, самоконтроля своих интересов и возможностей.
Коммуникативные компетенции:
· знание о средствах, способах, закономерностях общения;
· владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;
· знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;
· прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;
· саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
Вариативные показатели компетенций учителя:
Научно-теоретические компетенции:
· осознание и ориентация методов научного познания, логики преподавания научных знаний;
· ориентация в отборе содержания обучения на основе выявления и формирования ведущих идей, понятий, закономерностей, концепций, фактов;
· понимание сущности целевых ориентации в современной сфере образования, педагогики, методологии, философии;
· выявление ключевых компетенций, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета.
Методические компетенции:
· ориентация в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов обучения учащихся, ориентированных на развитие их универсальных способностей;
· владение и применение продуктивных методов обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования;
· использование средств обучения в активизации деятельности учащихся и развитии их интересов с целью социальной адаптации к жизни;
· знание сущности и условий успешного применения активных форм обучения в образовательном процессе.
Личностные компетенции:
· знание психолого-физиологических, педагогических особенностей в развитии школьников;
· знание психологических, антропологических, культурологических основ науки;
· владение приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях;
· эрудиция и широкий кругозор педагога;
· сформированность гуманистических ценностей личности педагога.
Вариативные показатели компетенции родителей
Образовательные компетенции:
·
знания научных
предметов, в рамках которых состоялась профессиональная судьба родителей либо
реализованы интересы и хобби, на уровне функциональной грамотности, умение
объяснить научные явления с точки
зрения востребованности жизнью;
· владение целостным представлением о картине мира с позиций значимости и применения в действительности;
·
знания
узкоспециализированные, выходящие за рамки
общеобразовательных предметов;
·
индивидуализированные
знания общеобразовательных
предметов, не имеющие аналогов в преподавании учителем.
Воспитательные компетенции:
·
личностная
заинтересованность в успешном результате
воспитания детей;
· понимание роли и функции личностных качеств учащихся для самообразования и самореализации;
· ориентация на семейные традиции и опыт семейного воспитания и необходимость их учета при организации обучения и выборе методов воздействия на личность ученика;
·
владение приемами
домашнего воспитания и педагоги
ческой техники их применения в общении с классом.
Личностные компетенции:
· социально значимый опыт общения с окружающими;
· коммуникативные умения с учетом возрастных особенностей детей; личностная состоятельность (сформированность общечеловеческих ценностей);
· профессиональная успешная судьба;
· благоприятная психологическая обстановка в семье: душевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка;
· доверительные отношения с учащимися.
Данная модель будет успешной, если реализуется программа преемственности формирования взаимоотношений при переходе с 1-й на 3-ю ступень обучения (схема 2).
Схема 2
Циклограмма взаимодействия при вхождении в новые отношения в образовательном учреждении
1-я ступень — начальная школа
Развивать любознательность ученика и мотивацию на развитие познавательных интересов. Помочь овладеть новой социальной ролью — ученика. Реализовать стремление ученика быть успешным в учебе, игре, общении со сверстниками и взрослыми
2-я ступень — основная школа
Поддержать стремление ученика основной школы быть успешным в учебе, общественных делах школы. Овладение самостоятельными видами познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений учащихся. Овладение методами адекватной самооценки и самоконтроля в познавательной, социальной деятельности.
3-я ступень — старшая школа
Овладение исследовательскими методами познания мира. Самоопределение в личностном самосовершенствовании, познавательной деятельности, профессиональном продолжении дальнейшего обучения.
Самоуправление и самоорганизация в процессах познания (самопознания) и доброжелательном взаимоотношении с окружающими.
Не менее важна для реализации компетентностного подхода разработка новой системы взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Они могут быть следующими.
На уровне ученик — учитель:
· мотивация на познание;
· формирование общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы;
· уважение достоинств, знаний и умений ученика;
· обеспечение благоприятной психологической обстановки на уроке, активное поощрение успехов учеников;
·
обеспечение ситуации
успеха на уроке: разработка системы посильных, усложняющихся заданий для
учащихся; ознакомление с требованиями и правилами организации самостоятельной
работы, подготовка учащихся к
работе на повышенном уровне через пропедевтические упражнения, создающие успех
при выполнении трудных заданий, и др.;
· изменение стиля общения учителей с учащимися: делегирование отдельных функций учителя учащимся, доверие, уважение, обращение к лучшим качествам ученика.
На уровне учитель — родитель:
· изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и др.;
· выявление социально и профессионально состоявшихся родителей, обладающих следующими качествами: любовью к детям, добродушием, честностью, порядочностью, способных работать с детьми на безвозмездной основе;
· делегирование педагогических функций родителям, привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе, управлению школой;
· систематическая работа с семьей;
· разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей.
Для организации методической работы, реализующей подготовку учителя, способного формировать ключевые компетенции личности школьника, предлагается овладение методологической культурой проектно-педагогической деятельности. Это объясняется тем, что в условиях компетентностного подхода педагог должен «владеть методологией и технологией проектирования своей профессиональной деятельности, быть способным к изобретению и оформлению оригинальных техник и методик своей работы. Поэтому совместное обнаружение педагогами и учениками недостающих учебных средств и их конструирование (проектирование) составляет особую предметность педагогической деятельности, обеспечивающую развитие учащихся, т.е. становление способности учеников учить себя учиться»1.