Приложение № 5

 

«Показатели ком­петенций всех участников образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей".

Вариативные показатели компетенций учащихся!

 Интеллектуальные компетенции:

·        наличие потребности учащихся (мотива) к познаватель­ной деятельности;

·        умение ориентироваться и пользоваться различными ин­формационными источниками для получения новых зна­ний;

·        владение дидактическими умениями и навыками обра­зовательной деятельности;

·        сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой пози­ции;

·        умение выявить закономерности, лежащие в основе изу­чаемых наук, норм, правил общественной жизни.-

Общекультурные компетенции:

·        формирование ценностных оснований гуманистическо­го характера;

·        умение выявлять, оценивать различные явления действительности с опорой на ценностные основания;

·        глубокое уважение к людям, бережное отношение к на­циональным традициям;

·        формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этическими и эстетичес­кими нормами и правилами поведения.

Методологические компетенции:

·        умение исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительнос­ти, научные знания;

·        владение методами научного познания окружающего мира;

·        формирование навыков самоопределения, имеющих зна­чение для решения проблем в любых видах деятельности;

·        умение проектировать и планировать собственную дея­тельность — познавательную, социальную, профессио­нальную;

·        развитие рефлексивных способностей, самоанализа, са­моконтроля своих интересов и возможностей.

Коммуникативные компетенции:

·        знание о средствах, способах, закономерностях общения;

·        владение средствами предупреждения и разрешения кон­фликтов в жизненной ситуации;

·        знание психологических особенностей личности, зако­нов и закономерностей личностного развития;

·        прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в об­щении со сверстниками;

·        саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.

 

 

Вариативные показатели компетенций учителя:

 

 Научно-теоретические компетенции:

·        осознание и ориентация методов научного познания, ло­гики преподавания научных знаний;

·        ориентация в отборе содержания обучения на основе выявления и формирования ведущих идей, понятий, за­кономерностей, концепций, фактов;

·        понимание сущности целевых ориентации в современной сфере образования, педагогики, методологии, филосо­фии;

·        выявление ключевых компетенций, которые необходи­мо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета.

Методические компетенции:

·        ориентация в многообразии и сущностных характерис­тиках различных технологий, методик, методов и при­емов обучения учащихся, ориентированных на развитие их универсальных способностей;

·        владение и применение продуктивных методов обуче­ния, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования;

·        использование средств обучения в активизации деятель­ности учащихся и развитии их интересов с целью соци­альной адаптации к жизни;

·        знание сущности и условий успешного применения активных форм обучения в образовательном процессе.

Личностные компетенции:

·        знание психолого-физиологических, педагогических особенностей в развитии школьников;

·        знание психологических, антропологических, культуро­логических основ науки;

·        владение приемами саморегуляции, педагогическим так­том в любых педагогических ситуациях;

·        эрудиция и широкий кругозор педагога;

·        сформированность гуманистических ценностей личности педагога.

Вариативные показатели компетенции родителей

 Образовательные компетенции:

·        знания научных предметов, в рамках которых состоя­лась профессиональная судьба родителей либо реализо­ваны интересы и хобби, на уровне функциональной гра­мотности, умение объяснить научные явления с точки
зрения востребованности жизнью;

·        владение целостным представлением о картине мира с позиций значимости и применения в действительнос­ти;

·        знания узкоспециализированные, выходящие за рамки
общеобразовательных предметов;

·        индивидуализированные знания общеобразовательных
предметов, не  имеющие аналогов в преподавании учи­телем.

Воспитательные компетенции:

·        личностная заинтересованность в успешном результате
воспитания детей;

·        понимание роли и функции личностных  качеств учащихся для самообразования и самореализации;

·        ориентация на семейные традиции и опыт семейного вос­питания и необходимость их учета при организации обу­чения и выборе методов воздействия на личность учени­ка;

·        владение приемами домашнего воспитания и педагоги­
ческой техники их применения в общении с классом.

Личностные компетенции:

·        социально значимый опыт общения с окружающими;

·        коммуникативные умения с учетом возрастных особен­ностей детей; личностная состоятельность (сформированность общече­ловеческих ценностей);

·        профессиональная успешная судьба;

·        благоприятная психологическая обстановка в семье: ду­шевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка;

·        доверительные отношения с учащимися.

Данная модель будет успешной, если реализуется програм­ма преемственности формирования взаимоотношений при переходе с 1-й на 3-ю ступень обучения (схема 2).

Схема 2

Циклограмма взаимодействия при вхождении в новые отношения в образовательном учреждении

1-я ступень — начальная школа

Развивать любознательность ученика и мотивацию на развитие познавательных интересов. Помочь овладеть новой социальной ролью — ученика. Реализовать стремление ученика быть успешным в учебе, игре, общении со сверстниками и взрослыми

2-я ступень — основная школа

Поддержать   стремление   ученика   основной   школы   быть успешным в учебе, общественных делах школы. Овладение   самостоятельными   видами   познавательной   дея­тельности, развитие коммуникативных умений учащихся. Овладение методами адекватной самооценки и самоконтроля в познавательной, социальной деятельности.

 

3-я ступень — старшая школа

Овладение исследовательскими методами познания мира. Самоопределение в личностном самосовершенствовании, поз­навательной  деятельности,  профессиональном  продолжении дальнейшего обучения.

Самоуправление и самоорганизация в процессах познания (само­познания) и доброжелательном взаимоотношении с окружающими.

 

   Не менее важна для реализации компетентностного подхо­да разработка новой системы взаимоотношений между участ­никами образовательного процесса. Они могут быть следую­щими.

На уровне ученик — учитель:

·        мотивация на познание;

·        формирование общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы;

·        уважение достоинств, знаний и умений ученика;

·        обеспечение благоприятной психологической обстанов­ки на уроке, активное поощрение успехов учеников;

·        обеспечение ситуации успеха на уроке: разработка сис­темы посильных, усложняющихся заданий для учащих­ся; ознакомление с требованиями и правилами организации самостоятельной работы, подготовка учащихся к
работе на повышенном уровне через пропедевтические упражнения, создающие успех при выполнении трудных заданий, и др.;

·        изменение стиля общения учителей с учащимися: деле­гирование отдельных функций учителя учащимся, дове­рие, уважение, обращение к лучшим качествам ученика.

На уровне учитель — родитель:

·        изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и др.;

·        выявление социально и профессионально состоявшихся родителей, обладающих следующими качествами: лю­бовью к детям, добродушием, честностью, порядочнос­тью, способных работать с детьми на безвозмездной основе;

·        делегирование педагогических функций родителям, привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе, управлению школой;

·        систематическая работа с семьей;

·        разработка единых педагогических требований и подхо­дов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей.

Для организации методической работы, реализующей под­готовку учителя, способного формировать ключевые компетенции личности школьника, предлагается овладение методологи­ческой культурой проектно-педагогической деятельности. Это объясняется тем, что в условиях компетентностного подхода пе­дагог должен «владеть методологией и технологией проектиро­вания своей профессиональной деятельности, быть способным к изобретению и оформлению оригинальных техник и методик своей работы. Поэтому совместное обнаружение педагогами и учениками недостающих учебных средств и их конструирование (проектирование) составляет особую предметность педагогичес­кой деятельности, обеспечивающую развитие учащихся, т.е. ста­новление способности учеников учить себя учиться»1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz