Приложение 8
Переход на безотметочное обучение в начальной
школе — необходимая составляющая успешности развития
личности в школе *
Идея безотметочного обучения в начальной школе, безусловно, прогрессивно-инструктивная. Она стала популярной на рубеже 80-90-х годов XX века, в эпоху развития новационных процессов в сфере образования. Все это происходило под лозунгом перехода к принципам нового образования: гуманизации при условии признания уникальности каждой маленькой личности, поиска путей сбалансированного развития ребенка с его психологическими, эмоциональными, социальными, интеллектуальными, моральными и эстетическими потребностями: воспитания чувства общности, единения, стремления придти на помощь, любви к процессу познания. Поиск путей гуманного отношения к ребенку, к оценке его учебной деятельности привел к отказу учителя от жесткой шкалы пятибалльной системы оценки. Уверенность педагогов в том, что отметка зачастую создает стрессовую ситуацию для ребенка (что явно вредит его здоровью), свидетельствует о необходимости изменения отношения к отметке, о поиске новых подходов к оценке знаний детей, которая должна стать более содержательной, объективной, дифференцированной за счет введения в практику безотметочной системы оценивания. Динамика развития ребенка в этом случае складывается из сравнения сегодняшних его достижений со вчерашними его успехами, что обеспечивает естественность процесса контроля и оценки.
Для перехода начальной школы на безотметочную систему обучения администрацией образовательного учреждения предлагается следующий алгоритм действий:
• выработать единую оценочную политику и тактику (разработать план мероприятий по переходу начальной школы на систему безотметочного обучения);
• выработать механизм оценивания младших школьников(разработать критерии оценки со стороны учителя, родителя, ученика. Определить формы, средства, методы контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся);
• организовать научно-методическую учебу учителей 1-йступени школы по переводу начальной школы на систему безотметочного обучения;
• составлять портфолио ребенка как средство формирования накопительной оценки младшего школьника;
• своевременно и регулярно информировать родителей о достижениях и затруднениях их ребенка.
Главным условием любых преобразований в школе является наличие высококвалифицированных педагогов с новым педагогическим мышлением. Именно учитель должен понять и принять необходимость безотметочного обучения для своих подопечных. Учитель новой образовательной системы должен обладать высокими духовно-нравственными качествами, знать психолого-педагогические основы развития личности ребенка, владеть содержательно-предметными знаниями, творчески подходить к решению стратегических и тактических задач. Только при этом условии он способен решать две взаимосвязанные задачи: обеспечение процесса развития успешной личности ребенка и постоянное ее самосовершенствование. Рождению учителя с новой мотивационной установкой на переход к системе безотметочного обучения должна способствовать четко организованная, содержательная внутришкольная научно-методическая работа, где главным становится создание новых способов взаимодеятельности с педагогом. Директор и его заместители умело направляют деятельность учителя начальной школы на переход к безотметочной системе обучения, которая заключается в формировании следующих умений учащихся по самоанализу и самооценке их достижений:
• индивидуальная работа учителя с учеником 1 класса по коррекции формирования его умений самооценки (оценка первоклассником себя по критериям, выработанным совместно с учителем, выяснение причин разногласия с учителями и родителями);
• грамотная работа учителя с учеником 2 класса позволяет ему самостоятельно определить критерии по учебной деятельности, предъявить результат своей деятельности. Учителю следует учитывать, что ученик 2 класса способен определить границу своих возможностей, границу своего знания и незнания через прогностическую оценку;
• кропотливая работа учителя с учащимися 3 класса позволяет ему справляться с определением соответствия своих знаний заявленному уровню. После анализа работы над текстом ученик сам может выстроить индивидуальный график работы над ошибками;
• умелая работа учителя с учеником 4 класса формирует у него способность отслеживать уровень своего роста. Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная оценка). При такой системе накапливается содержательная информация, а не отметки за работы учащихся, т.е. формируется портфолио ученика.
Таким образом, никаких отметок, наказаний. Главное — это учет и самоучет, оценка и самооценка самих детей. Миссия учителя — наблюдать и направлять процесс обучения, учить ученика проводить исследования и верить в собственные силы, в свой успех.
Изменению отношений родителей к новой системе оценивания способствует кропотливая и внимательная работа с родителями.
Работа с родителями включает:
• проектирование взаимодействия семьи и начальной школы;
• формирование положительного отношения родителей, учащихся к безотметочному обучению;
• вовлечение родителей в образовательный процесс, использование культурного потенциала родителей с целью совершенствования образовательного процесса, к выработке стратегии воспитания детей;
• расширение пространства родительского общения (организация продуктивного обсуждения и принятие безотметочного обучения как условие успешного развития младшего школьника).
В практике управленческой деятельности широко используются следующие формы работы с родителями:
1. Индивидуальная работа с родителями по обсуждению перехода на безотметочное обучение.
2. Собеседование психологов, учителей, воспитателей с родителями о принятии данной системы оценивания. Главный довод для родителей: дети пришли в начальную школу получать знания, формировать навыки и умения. Взрослые должны понять, что отметка подавляет индивидуальное «Я» личности, кроме того, по отметке нельзя сделать вывод о реальном уровне знаний.
3. Проведение родительских собраний и консультаций, на которых они знакомятся с портфолио своих детей (творческие работы: сочинение стихов, составление математических задач, рисунки и т.д.), т.е. родители получают информацию о росте своего ребенка (что знает, умеет их ребенок, над чем предстоит ему работать). Родители убеждаются в том, что безотметочное обучение позволяет учитывать формирующиеся умения ребенка в период обучения в начальной школе и развивать здоровую самооценку в среднем звене школы.
В конце учебного года каждого класса родитель получает консультации по результатам обучения за год, динамику развития ребенка и план коррекционных работ по отработке необходимых умений.